Make us homepage
Add to Favorites
FAIL (the browser should render some flash content, not this).

Main page » Articles » Оптимизация изучения английского языка в начальных классах с использованием детского рисунка

Оптимизация изучения английского языка в начальных классах с использованием детского рисунка
 
36
Share

Оптимизация изучения английского языка в начальных классах с использованием детского рисунка

 

Опыт моей работы с учащимися в младших классах показал, что одним из наиболее эффективных средств является детский рисунок. Именно рисунок позволяет как учителю, так и ребёнку, на нужной языковой базе создавать собственные сюжеты, ситуации, ребусы-загадки и т.д. Но особенно эффективен рисунок в самые первые дни обучения, во 2-м классе, когда ребёнок не умеет достаточно хорошо писать, считать и читать. В этом случае рисунок играет неоценимое значение. Он выступает как:

- опорный конспект, который обеспечивает опосредованное запоминание;

- частично или полностью создаёт сюжетную ситуацию;

- вызывает положительные эмоции;

- служит лучшему усвоению лексико-грамматического материала.

Уже давно замечено, что все маленькие дети охотно занимаются рисованием, но как только начинают подрастать – многие бросают это занятие. Это объясняется тем, что человек, развиваясь, перестаёт удовлетворяться своими примитивными изображениями. Маленькие же дети не стесняются своего неумения рисовать, маленькие дети всё умеют, потому что их образное представление о предметах реального мира соответствует тем изображениям, которые они дают. Поэтому детей 2-х классов не очень огорчает, когда их собачка больше похожа на курицу, а цыплёнок на овцу. В их воображении они живут, чувствуют, сопереживают. Рисунок становится уникальным наглядным пособием, который делает учебный процесс увлекательным и захватывающим, ибо настоящий процесс познания предполагает всегда творчество, а следовательно, не может быть скучным.

В основу работы я взяла принципы обучения, которые обеспечивают оптимально возможное общее развитие школьников.

Главным принципом обучения является принцип обучения на высоком уровне трудности. Этот принцип характеризуется не тем, что повышает некоторую абстрактную среднюю норму трудностей, но прежде всего тем, что раскрывает духовные силы ребёнка, даёт им простор и направление.

Поняв, что главное, что избавляет ребёнка от ощущения рутинности и скуки, что даёт устойчивую мотивацию в обучении - это творчество, что ведёт за собой и помогает преодолевать любые трудности. В работе я обобщила опыт творческой деятельности детей с рисунком.

Характер трудностей, которые должны преодолевать школьники в процессе обучения, связан с принципом ведущей роли теоретических знаний, т.е. имеются ввиду не любые трудности, а трудности, связанные с теоретическим осмыслением изучаемых явлений, выявлением их внутренних существенных связей.

Следующий важный принцип – принцип обучения быстрым темпом. Это не значит торопиться и давать спешно как можно больше сведений. Необходимо обогащать ум школьников разносторонним содержанием.

Следующий принцип – принцип осознания школьником процесса обучения.

Кроме этих четырёх принципов обучения, выдвинутых в своей работе, я использую принцип наглядности, принцип индивидуализации процесса обучения и принцип коммуникативности.

Реализовать на практике все эти принципы мне помогают детские рисунки. Не будет большим преувеличением сказать, что рисунки детей – это универсальное наглядное пособие. С помощью рисунка можно семантизировать слово, закрепить лексико-грамматический материал, организовать монологическое и диалогическое высказывание, проверив понимание сообщения, воспринимаемого на слух.

При работе с рисунком вначале включается память сенсорная, в данном случае, коническая (зрение), которая удерживает физические признаки информации. Необходимым условием перевода материала из памяти сенсорной в память кратковременную, считается обращение на него внимания. Это может быть вопрос, похвала, совет, в зависимости от ситуации. Центральную роль при кратковременном удержании данных играют процессы внутреннего названия и активного повторения материла в форме проговаривания вслух.

Я выделяю два вида повторения. В первом случае оно носит относительно механический (акустико-артикуляционный) характер и не приводит к каким-либо заметным преобразованиям материала. Этот вид повторения позволяет удерживать информацию на уровне кратковременной памяти, хотя недостаточен для её перевода в долговременную память.

Долговременным запоминание становится возможным только при втором виде повторения, сопровождающимся включением удерживаемого материала в систему ассоциативных связей (например, укрупнение единиц информации – переходом от разрозненных букв к словам, от слов к предложениям, от предложений к повествованиям и т.п.). В отличие от долговременной памяти, в кратковременной памяти может храниться лишь очень ограниченное количество информации – не более 7 ± 2 единиц материала. Поэтому в описанной ниже работе «фотографии-диктант» (рисунок 1) я беру, как правило, не более 6-7 ситуаций или новых слов для первичного ознакомления. Технология «фотография-диктант» позволяет работать с различными темами: предлоги, временные формы: Present Perfect, Present Continuous, порядок слов в предложении, цвета и т.д.

 

 

Рисунок 1. Технология «фотография-диктант»

Примерные виды работы:

1. Учитель диктует на английском языке сюжеты. Дети зарисовывают и одновременно проговаривают один за другим языковые клише, иногда варьируя их.

2. Учитель дает задание: «Дети! Представьте, что мы в парке. Нарисуйте картины о природе и животных, которые произвели на вас наибольшее впечатление, и опишите их в своем рассказе».

3. Задание: «В кухне (в лесу) – нашествие мышей. Давайте нарисуем и потом расскажем, где они спрятались» (тема: «Предлоги»).

4. Можно использовать кроки (маленькие символические фигурки) при изучении темы «Движения» как ситуативные рисунки для разучивания песен.

Вариантов ситуаций бесконечное множество, которые часто подсказывают сами дети.

Задачей является стойкое усвоение языковых клише, и использование в разных ситуациях закрепление и расширение запаса лексики, создание положительных мотиваций к изучению языка и реализуется принцип целеполагания.

В том числе и в старших классах, я использую технологию «мыслительной карты». Это графическое выражение процессов многомерного мышления, мощный визуальный метод, представляющий универсальный ключ к раскрытию потенциала (рисунок 2).

 

Рисунок 2. Mind-map

 

  1. В центре располагаем основную тему, то есть пишем слово Fruit (фрукты), можно нарисовать корзину с фруктами.
  2. Далее рисуются толстые ветви, оптимальным является 5-6, но не меньше 3, каждая своим цветом. Над каждой ветвью пишется название фрукта, например apple (яблоко), orange (апельсин), pineapple (ананас), cherry вишня), banana (банан). Можно добавить каждое слово картинкой или рисунком, обозначающим данное слово.
  3. Затем работаем по очереди с каждой ветвью. От главной ветви рисуем несколько ответвлений, в зависимости от возникающих образов и ассоциаций. Например, слово яблоко ассоциируется у нас с зелёным цветом (green), следующая ветвь – поговорка an apple a day keeps the doctor away, следующая – Ева и змей и т.д. Далее от этой ветви второго порядка рисуем ветвь третьего порядка, например, приведённая выше поговорка может ассоциироваться с health (здоровье), vitamins (витамины) и т.д. Эти слова также желательно изображать в виде рисунков, для лучшего запоминания слов, особенно при введении новой лексики, так как они являются переводом слов на русский язык.
  4. Когда работа с одной ветвью закончена, переходим к следующей и так с каждой по очереди. Если во время работы, с какой-либо ветвью возникают идеи по поводу другой, то их нужно записывать.

Вывод:

Конкретно детский рисунок интенсифицирует процесс обучения, повышает эффективность обучения, даёт возможность учителю:

ü Приобщить детей средствами изобразительного искусства к культуре другого народа, к созданию своей культуры.

ü Расширить сферу применения нового языка за счёт включения иноязычной речи в деятельность изобразительного искусства.

ü Делать иноязычные знания, навыки и умения более прицельными, ориентированными на конкретные области применения.

ü Развивать творческие способности детей.

ü Наглядно стимулировать создание смысловых образов, присущих носителям языка.

ü Создать эффект «присутствия» в какой-то конкретной ситуации.

ü Сохранить в памяти детей тот смысл, который нужно им передать или воспринять.

ü Обеспечить правильное осмысление материала.

ü Создать условия для практического применения материала.

ü Обеспечить зрительной опорой для понимания на слух.

ü Создать основное условие успешности обучения и учения – интерес и внутреннюю мотивацию деятельности.

ü Обеспечить чёткую взаимосвязь учебного предмета (учебный материал) и учебной деятельности и тем самым способствуют эффективной реализации целей обучения.

 Литвинова Ольга Ивановна, учитель англиского языка Кадетской школы-интерната "Сибирский Кадетский Корпус"


Комментарии