Make us homepage
Add to Favorites
FAIL (the browser should render some flash content, not this).

Main page » Articles » В какие игры нужно играть, чтобы овладеть иностранным языком?

Понравилось?

Оцените, пожалуйста, полезность данной статьи по пятибалльной шкале (5 - отлично, 1 - плохо):

 

В какие игры нужно играть, чтобы овладеть иностранным языком?
 
8
Share

Считается общепризнанным, что игра – наиболее эффективный способ овладения языком вообще (дети мало чем заняты, кроме как игрой), и иностранным языком (ИЯ) в частности. Когда, в условиях преимущественно монолингвальной среды, наступает возраст осознанного и наиболее массового освоения ИЯ, человек, как правило, переходит на более продвинутый вид игровой деятельности: позвонить маме или поиграть в магазин уже не захватывает растущего ребёнка.

Игровую деятельность более высокого порядка трудно представить без числового элемента. Это могут быть спортивные игры, где критерием достижения успеха становятся подсчитанные голы, очки, секунды, или игры компьютерные (включающие, конечно, и виртуальные спортивные), в которых в буквальном смысле ведётся счёт не только уровням, этапам, кубкам, мечам и т.д., но даже самим жизням.


Осмелимся предположить, что со взрослыми/взрослеющими людьми целесообразнее всё-таки играть во взрослые игры, т.е. игры с числовым элементом, которые способны обеспечить большую эффективность, чем более элементарные чисто коммуникативные игры – автоматически перенесённые в контекст взрослого мира игры в «телефон» и «магазин».

Нисколько не отрицая роль живого общения в совершенствовании языковых навыков, хочется заметить, что для овладения языковой базой посредством игр с числовым элементом живой, «из плоти и крови», коммуникативный партнёр (в том числе, преподаватель) отнюдь не является неотъемлемой частью процесса овладения языком. Также как для виртуальной спортивной игры не обязательно присутствие живого соперника, что, как всем известно, не делает такие игры менее захватывающими. Включив, таким образом, овладение ИЯ в контекст компьютерных игр с числовым элементом, не трудно предположить, до какой степени фундаментально можно увлечь человека изучением языка. Кроме того, если учесть, насколько простые, субъективно однообразные и «тупые» игры (вспомним хотя бы легендарно-пресловутый тетрис) могут порой заставить человека пожертвовать огромной частью своего свободного времени, не стоит полагать, что в нашем конкретном случае, несмотря на очевидную иррегулярность языка как явления, потребуется что-либо баснословно запутанное и занимающее гигантские объёмы памяти вашего компьютера.


Итак, дело за малым - выбрать наиболее эффективный продукт. Не вдаваясь в анализ имеющихся в продаже компьютерных обучающих программ, хотелось бы, для примера, обратить внимание читателей на некоторые особенности лежащего в основе интерактивной обучающей программы Rosetta Stone, метода, названного создателями этой программы Dynamic Immersion, иными словами, метод динамического погружения в изучаемый язык. В рамках данной статьи мы не будем в подробностях описывать этот метод, желающие могут посетить официальный сайт разработчиков программы (www.rosettastone.com). Ограничимся непосредственно интересующими нас в контексте заявленной темы аспектами метода Dynamic Immersion.

Опыт прохождения материала, заложенного в Rosetta Stone, вполне вписывается в парадигму компьютерных игр. Тщательное продвижение по этапам и уровням этой обучающей программы (игры) с нередким повторением определённых игровых действий позволяет системно освоить основы изучаемого ИЯ.


К недостаткам описываемой программы иногда относят некоторую присущую ей однообразность и скучность. Здесь, однако, хотелось бы выдвинуть некоторые контраргументы.


Во-первых, вызывает удивление та наивность, с которой потребитель реагирует на предложение овладеть языком, не прилагая сколь-нибудь существенных усилий: ещё никто толком не объяснил особый статус поговорки «Без труда не выловишь и рыбки из пруда» по отношению к овладению ИЯ. Не претендуя на абсолютную точность сравнения, заметим, что абсурдность возможности достижения любых спортивных результатов (даже на любительском уровне) исключительно на принципе получения удовольствия очевидна даже далёкому от сферы научных изысканий человеку. Также очевидно и то, что спортивно-игровая деятельность, вне всяких сомнений, способна генерировать в высшей степени устойчивую мотивацию, что можно понять, поговорив с любым гоняющим во дворе мяч мальчишкой. Компьютерные игры тоже вполне уязвимы для подобных критических выпадов. Если подумать объективно, мало что может быть скучнее и однообразнее, чем, скажем, 50-ая попытка пройти 50-ый уровень какой-нибудь Need For Speed, что отнюдь не делает попытку №51 менее привлекательной. При этом игроком подспудно усваивается огромный объём слабо систематизированной фоновой информации, (ср. спряжение глагола «to be») без обладания которой невозможно продвижение по игре. А теперь попробуйте представить, какой учебник способен сохранить мотивацию ученика на 50-ом повторении отрицательной или вопросительной формы конструкции Present Simple?


Итак, позволим себе сделать следующий вывод. В основе наиболее эффективной стратегии овладения языком лежат мотивационные элементы спортивно-игрового характера. Именно они позволяют заставить взрослого человека упорно повторять, казалось бы, однообразные действия без потери (а иногда и с повышением) мотивации. Попутно происходит в некоторой степени «облагораживание» склонностей человеческой психики к азартному времяпрепровождению. Какой преподаватель ИЯ не мечтает о том, как ученик штурмует учебный материал с тем же рвением, с которым заядлый геймер пытается «расколоть» компьютерного однорукого бандита? Именно этот спортивно-игроцкий азарт и позволяет привлечь обучаемого к базовому материалу настолько, насколько это необходимо для того, чтобы базовые языковые конструкции были прочно и системно интегрированы в речемыслительные механизмы человеческой психики.


В заключении хотелось бы озвучить ещё одно парадоксальное и в чём-то рискованное предположение: в таком подходе изучения ИЯ, в котором центральное место отводится играм с числовым элементом, сливаются гуманитарная (через слово) и математическая (через число) составляющие процесса познания человеком окружающего мира, что, само по себе, может оказаться немаловажным теоретическим аргументом в его пользу.


Комментарии