Make us homepage
Add to Favorites
FAIL (the browser should render some flash content, not this).

Main page » Articles » Настольные коммуникативные игры

Понравилось?

Оцените, пожалуйста, полезность данной статьи по пятибалльной шкале (5 - отлично, 1 - плохо):

 

Настольные коммуникативные игры
 
12
Share

В этой статье мне хотелось бы рассказать о коммуникативных играх, которые могут быть эффективно использованы при проведении занятий по английскому языку.


Что такое коммуникация? Этот сложный процесс часто описывают схемой «источник - кодирование - сообщение - канал - дешифровка - получатель - обратная связь», а также моделью «стимул- реакция». Во время изучения иностранного языка человек приобретает умение реагировать, то есть отвечать на стимул определенным жестом, фразой, высказыванием.  В процессе построения коммуникации нужно «закодировать» свои мысли согласно существующим в данном языке нормам. Необходимо отметить, что у школьников часто возникают проблемы не только с кодированием и распознавание информации, но и с самим построением мысли (то есть трудности есть уже на стадии источника). Именно поэтому учитель иностранного языка должен снабжать школьников информацией, стимулирующей личностный рост. Однако первостепенной задачей является научить «кодировать» и «распознавать» информацию. Общение на иностранном языке предполагает умение оформлять свои мысли на иностранном языке, понимать иностранную речь, спонтанно реагировать на высказывание собеседника, внимательно слушать, анализировать полученную информацию и т.д..  


Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что обучение общению – чрезвычайно сложный и трудоемкий процесс. И обучать общению на иностранном языке, несомненно, нужно с самого начала. Чем раньше мы будем пытаться преодолеть языковой барьер, тем лучше. Чем раньше мы начнем отрабатывать модель «стимул - реакция», тем более успешным станет наше общение.


Что же может облегчить обучение? Конечно же, игра. Во-первых, она создает непринужденную атмосферу, в которой этот самый пресловутый языковой барьер очень легко исчезает. Во-вторых, игра – соревновательный элемент, стимулирующий активность учеников. В-третьих, в игре могут принимать участие даже слабые ученики. Но самое главное преимущество игры состоит в том, что она дает возможность более эффективно отработать лексические, грамматические и другие навыки, провести опрос или повторить пройденный материал.


Далее я приведу наиболее полюбившиеся мне коммуникативные игры. В данной статье хотелось бы остановиться на настольных играх с фишками и игральными костями. Их можно использовать как в группе, так и при индивидуальных занятиях с репетитором, как со школьниками, так и со взрослыми. Примеры таких игр встречаются в учебниках Inside Out. Игровые поля можно купить, а можно и изготовить самим. В моей практике встречалось два вида игрового поля. Первый – нужно склеить 2 или более листов A4. По всей поверхности игрового поля рисуем либо квадраты, либо кружки, в которых затем нужно разместить рисунки. Затем проставляем нумерацию, соединяем все элементы линиями. В некоторых местах можно подписать, что игроку нужно перескочить несколько клеток или вернуться на несколько клеток назад.


Второй вид игрового поля выглядит так:

 

*

**

***

**

**

***

**

***

***

*

 

 

 

 

 

 

 

**

 

 

 

 

 

 

 

***

 

 

 

 

 

 

 

**

**

 

 

 

 

 

 

***

**

 

 

 

 

 

 

***

***

 

 

 

 

 

 

При использовании такого игрового поля нужно два игральных кубика. На пересечении выпавшего количества точек - нужный рисунок. Например, тема игры - части тела. В клетках - изображения частей тела. Они могут повторяться. Также необходимо изготовить карточки. На них написано, что человек не может делать : I can't walk. I can’t eat. I can’t read. I can’t write... После того, как игрок нашел нужную клетку на игровом поле, он берет карточку. Сначала ему нужно сказать, к примеру, следующее: «Something's wrong with my finger». Далее читаем карточку: «I cant walk». Это бессмыслица, поэтому следующий ход делает другой игрок. Если же мы говорим «Somethings wrong with my finger», а на карточке написано «I can't write», то игрок имеет право сделать еще один ход. Само собой разумеется, что выигрывает тот, кто быстрее доходит до финиша, или тот, у кого чаще совпадали надписи и изображение.  


 У этой игры огромный творческий потенциал. Можно придумать большое разнообразие заданий. Далее я опишу варианты использования первого вида игрового поля. Например, наша тема - Food. На поле изображены продукты.


1)    Ученики (желательно, чтобы их было не более пяти-шести человек, иначе нужно разделить класс на группы) получают карточки. На каждой из них написан список продуктов, которые нужно приобрести. Участник кидает кубик и переставляет фишку на нужное количество клеток. Далее ученик составляет небольшой диалог либо в паре с учителем, либо с игроком справа или слева:

- Good morning!

- Good morning! How can I help you?

- 2 oranges, please!

- Here you are.

- How much is it?

- 25 rubles, please.

Если данного продукта нет в списке, то продавец должен предложить данный продукт, а покупатель должен от него отказаться. Выигрывает тот, кто найдет больше всех продуктов из списка.

2)    Когда игрок передвигает фишку на определенную клетку, другой участник спрашивает его, фрукт или овощ изображен на рисунке. Задача игрока правильно назвать продукт и правильно ответить на вопрос. Но здесь необходимо помнить, что на игровом поле должны быть только овощи и фрукты. Или нужно изменить условия игры. При проведении таких игр необходимо меняться ролями. Школьник должен иметь возможность отработать модель «стимул - реакция» во всех возможных вариантах. Он может спросить другого участника игры, овощ или фрукт изображен на рисунке.

3)    Для этого варианта игры понадобятся карточки с названием продуктов. Он подойдет для изучения графической формы новых слов или для закрепления материала. Сделав ход, игрок должен подобрать из небольшого количества карточек название продукта.

4)    Сделав ход, игрок спрашивает соседа:

- Do you like cheese? (на рисунке изображен сыр)

- I love it!

Этот вид игры подойдет для отработки фраз, выражающих предпочтения (I love it. I hate it. I’m afraid I don’t like it.). Само собой разумеется, что подобные фразы нужно заранее выписать на доску или карточки и проговорить.

5)    Другие варианты возможных диалогов:

- Do you eat cheese for breakfast?

- No, I eat porridge for breakfast. (Допустим, на рисунке изображен сыр. Тогда игрок, сделавший ход может начать разговор с соседом. Если изображено нечто другое, сосед начинает диалог с вопроса, специально называя продукт, не изображенный на рисунке).

Можно обсуждать с детьми, что предпочитают сказочные персонажи. Можно раздать игрокам изображения сказочных героев и при каждом ходе они должны будут предположить, любит ли их герой этот продукт или нет.

Несомненно, здесь приведен далеко не весь список возможных игр. Замечательно то, что такие простые диалоги могут составлять даже младшие школьники. Такие настольные игры можно изготовлять к любой теме. На частных занятиях я использовала такие игры по темам Food, Pets, Numbers and Days of the week, Animals, Furniture, the ABC. Настольная игра с алфавитом пригодилась многократно, так как дети часто забывают алфавит. Если необходимо, достаем игру, десять минут – и мы все вспомнили. В некоторых клетках помещается отдельная буква. И тогда ученику нужно вспомнить с ней слово (это задание иногда вызывает трудности, поэтому лучше ограничивать его определенной темой. Например, нужно вспомнить животное, в названии которого есть буква A). Таких одиночных букв должно быть немного – 3-4. Остальные клетки выглядят так:

AB_ _E или I_KL_ или _RS_V. Конечно, тут можно было бы ограничиться и карточками. Но как показала практика, важен элемент случайности. Мы не знаем, на какую клетку передвинем фишку в следующий раз, поэтому сильнее концентрируем внимание.

Спасибо за внимание. Надеюсь, мои советы окажутся полезными.


Комментарии