Make us homepage
Add to Favorites
FAIL (the browser should render some flash content, not this).

Main page » Articles » Навык понимания быстрой речи 04: Понимание сути

Понравилось?

Оцените, пожалуйста, полезность данной статьи по пятибалльной шкале (5 - отлично, 1 - плохо):

 

Навык понимания быстрой речи 04: Понимание сути
 
7
Share

Новый русский едет в кабриолете по мосту в пробке в крайнем правом ряду,
а рядом идет панк: замызганый, звенящий булавками с разноцветным хаером.
Новый русский ему говорит: Ну, ты блин, посмотри на себя!
Видишь, мое кольцо – тысяча баксов, от Картье, а у тебя что на пальцах - кости с черепами.
Видишь – часы Ролекс, за три штуки басков а у тебя что – Электроника.
Видишь – у меня костюм от Версачи, а у тебя – драная куртка с заклепками. А хаер?
Ну зачем, зачем ты такой? Панк ему говорит: Чтобы выделяться!
А новый русский ему говорит: Нашел чем выделяться!
Посмотри лучше на меня и делай как я: умом, блин, умом выделяться надо!

Понимание речи - это процесс не столько физически-физиологический, сколько художественно-интеллектуально-логический. Именно поэтому до сих пор несмотря на то, что космические корабли  бороздят борозду smile …, проблема компьютерного распознавания речи окончательно еще не решена.

Дело в том, что при понимании речь идет скорее не о том, чтобы услышать и запомнить, сколько о том, чтобы через слова увидеть, почувствовать, услышать идею, которой с вами хочет поделиться ваш собеседник. Компьютер может четко записать стремительный поток речи и даже, иногда, правильно по словам распределить, а все равно он вас не понимает. Или когда с не очень умным человеком разговариваешь – он и звуки слышит, и слова – правильно, а не понимает. Почему? Не просекает суть. Ведь на самом деле мы обмениваемся не звуками и даже не словами – мы обмениваемся образами, которые являются носителями мыслей, идей. Мы постоянно стремимся через образы понять идеи других людей или передать через образы свои идеи. Звуки, слова – все это не важно. Умом – умом выделяться надо! smile

Т.е. наша задача, слушая звуки, издаваемые собеседником, сложить их в слова, из слов нарисовать образы и через эти образы понять идею, которую человек хочет передать.
Идеи, как вы понимаете, не видимы и не слышимы. Для их передачи люди используют создаваемые и видимые ими образы. Образы – видимы для говорящего. Чтобы сделать образы «видимыми» для собеседника, говорящие используют слова, а слова состоят из звуков. Прыихалы.

Как в анекдоте: ребенок нового русского с папой едет на машине, видит, в поле художник на пленере рисует, и спрашивает: - Па, а чё это он делает? А папа говорит: - Да вишь, сынок, нет у него фотоаппарата, вот и мучается бедолага.

Вот так и люди мучаются (звуки, слова, образы, идеи, суть…) вместо того, чтобы просто взять и научиться напрямую мысли друг у друга читать.  smile 

Т.е. говорящий идет от идеи через образы к словам и звукам, а слушающий – от звуков к словам, потом к образам, и наконец - к идеям. Цель – понять идею, суть. Если суть не поняли – все зря. Не важно, сколько звуков, слов и предложений вы правильно услышали, если не поняли суть – это было зря. Это как с ключевыми словами в предложениях. Вы обязаны их понимать, если хотите понять смысл предложения.

А если подняться на уровень выше – на уровень текста, то там главное – не ключевые слова, а ключевые идеи. Если ключевые идеи поняли – все остальное не важно. А если не поняли ключевых идей, то тоже все остальное не важно. Короче, суть навыка понимания заключается в понимании сути произнесенного текста, или еще короче: суть – в сути. O

Итак, понимание быстрой речи - это как лестница: есть четыре ступеньки (звуки, ключевые слова, образы, суть).
Все люди могут подняться с первой ступеньки на четвертую – от звуков – к сути. Это самый последовательный путь, доступный для всех. Но наверняка есть люди, которые могут сразу на вторую или третью и даже четвертую ступеньку запрыгнуть. Все индивидуально. Пример: если у человека от природы хороший слух, он не путает похожие буквы (типа f-th, s-z), его словарный запас достаточно большой, то он сразу начинает со второй ступеньки – с уровня слов. Или еще пример: вы знаете какого-то человека очень хорошо, и вот он на вечеринке открывает рот, а вы уже знаете, какой анекдот он будет рассказывать. Вот и все – вы уже поняли суть, запрыгнули на самую высокую ступеньку! Просто так не всегда будет получаться, а вот от звуков к словам, от слов к образам и сути – почти всегда можно дойти.
Есть правда опасность «перепрыгивания» ступенек: если произношение и fluency не поставлены, а словарный запас у человека - приличный,  то он может начать слышать «фантомные» слова, из них делать «фантомные образы» и в результате «поймет» совсем не то, что говорящий хотел сказать. Так что, как всегда: есть классический путь, и можно перепрыгивать шаги, если вы в себе уверены, но на свой страх и риск.

Принципы свободного понимания СУТИ быстрой речи

  • Все что говориться, имеет какой-то смысл. Любое высказывание несет смысл, идею.
  • Чтобы понять высказывания нужно за множеством слов увидеть один простой смысл, одну простую идею. Нужно слышать слова и видеть, чувствовать, понимать смысл.
  • Даже если вы не поймете или не будете знать каких-то слов, вы все равно можете понять смысл речи. Идеи можно понять, даже если пропускать какие-то слова.
  • Если вы не поймете, то сможете догадаться об этом смысле или же сможете задать множество уточняющих вопросов и все равно понять, что человек хочет сказать.
  • Если все же не удалось понять смысл какого-то конкретного высказывания, значит, оно не имеет большого значения. ? Если идея неясна – значит, она не важна, поймете следующую идею.
  • Если вам не удалось понять идею, а она все же важна, человек обязательно повторит ее другими словами.

Есть люди, которые считают, что они не слышат иностранную речь, они говорят «у меня проблемы с аудированием». На самом деле у них могут быть проблемы с запоминанием и пониманием услышанного.


Проблем с запоминанием у вас не будет, если вы освоили навыки необходимого и достаточного произношения (см. предыдущие статьи). Тут как в китайской пословице: я слышу и я забываю, я делаю и я запоминаю. Если вы не просто слушаете иностранную речь, а стараетесь ее внутренне повторять, двигаться и танцевать в ее ритме, вы ее не забудете, она будет присутствовать в вас в виде своеобразной внутренней аудиозаписи.

Если у вас есть эта внутренняя запись, ее нужно стремительно расшифровать или отбросить за нехваткой времени (чтобы быстро расшифровывать, нужно знать правила произнесения в быстрой речи (см. статьи X-files 1-2), а также знать особенности своего индивидуального восприятия (см. статью про трансформационную таблицу)).

Некоторые люди, слушая обращенный к ним высокоскоростной поток речи иностранцев, «застревают», «цепляются» за знакомые слова, начинают вспоминать их значение, выключаясь из режима реального времени. Эта стратегия не оптимальна, поскольку как только вы начинаете что-то вспоминать, вы начинаете упускать поток иностранной речи, упускать информацию.
Хорошо понимающие быструю речь люди не «цепляются» за отдельные слова потока, не «застревают» на словах, а «пропускают» поток через себя, как бы «просеивают» этот поток на предмет ключевых, самых основных и наиболее существенных для понимания слов, так что в результате у слушающего человека формируется «картинка», «фильм», «образ», одним словом общая ИДЕЯ того, о чем говорит собеседник. Т.е. профессионалы ЧЕРЕЗ слова, СКВОЗЬ слова стремятся увидеть СУТЬ того, о чем говорит человек, их внимание настроено не на слова, которые они воспринимают краем сознания, а прежде всего и в основном на идею, которую хочет выразить собеседник.

Это чем-то похоже на собирание puzzle, у вас есть куча кусочков, и вам нужно создать целостную картину, разница лишь в том, что в puzzle вы знаете, что вы получите, а слушая речь, вы вначале совершенно не понимаете, что у вас получится, потом начинаете догадываться и в конце вам нужно лишь задать пару вопросов, чтобы уточнить детали общей картины, которая у вас выстроилась.

Нечто весьма похожее регулярно происходит у большинства людей при чтении художественной литературы – вначале мы видим лист бумаги и напечатанные на нем буквы и слова, но в какой-то момент, читая, мы «перестаем» видеть слова – перед нами возникают внутренние образы, возникает внутренний фильм. При этом даже если мы не понимаем отдельных слов (такое тоже бывает, например, в классической или технической литературе) или если мы пропускаем целые абзацы, торопясь узнать, что же случилось с героем, наш внутренний фильм от этого не страдает – он все равно получается целостным и связным.
Еще раз – читая русскую книгу, мы пропускаем незнакомые слова и опускаем несущественные или не интересные для нас детали или целые сцены, сохраняя при этом логичность и связность внутреннего фильма.

Абсолютно то же самое следует делать, понимая иностранную речь. Основное стремление – дойти до сути, понять, что хочет сказать человек, увидеть смысл картинки, разглядеть одну простую мысль за множеством слов и предложений, в льющемся потоке слов.

Для тренировки можно слушать короткие диалоги и пытаться увидеть суть, понять вначале только проблему, которая обсуждается, потом решения, потом детали.

Т.е. нужно двигаться от общего, нечеткого и размытого, но целостного и в общем правильного понимания ситуации ко все большей детальности и четкости картинки-фильма. Если же человек сразу начинает цепляться за детали – за отдельные слова, ему очень сложно увидеть всю картину целиком и понять суть.
Графический пример: посмотрите на рисунок ниже и скажите, что вы видите

alt

Вы можете сказать, что это треугольник. Но если присмотреться повнимательней, то вы увидите совершенно удивительные вещи: формально, треугольник это фигура, состоящая из трех попарно соединенных отрезков прямой. Так вот, во-первых, на этом рисунке нет ни одного отрезка прямой – все три линии представляют собой сложные кривые, а во-вторых, ни одна из этих кривых не соединена ни с какой другой!!! Т.е. фактически это совершенно не треугольник – это просто три отрезка кривых, не соприкасающиеся друг с другом. Но ПО СУТИ это, конечно же, треугольник. Для того, чтобы понять суть, нам не нужны бесконечные детали. Более того, можно даже сказать, что большое количество деталей МЕШАЕТ увидеть суть. Это означает, что слушая, не нужно особенно напрягаться – все, что вам нужно, вы услышите. Главное, из услышанного создать ЦЕЛОСТНЫЙ законченный осмысленный ОБРАЗ, внутренне мысленно ЗАПОЛНЯЯ пустоты до целостности, как вы «заполняете» пустоты между отрезками кривых и «выпрямляете» сами кривые. Из неполного несовершенного реального нужно сделать идеальный законченный целостный образ, увидеть совершенство за незавершенным, стереть случайные черты и увидеть прекрасное.

Конечно, для создания внутреннего целостного образа того, о чем говорит данный человек, вам нужны слова, но это должны быть не какие-то слова, которые вам удается услышать, это в первую очередь должны быть ключевые слова.

Что такое ключевые слова?
Это два-три самых главных слова в предложении, которые и составляют его основной смысл, общую идею. Если вы поняли эти два слова, все остальные слова вы можете подставить и сами, используя ваши знания грамматики и сочетания слов. Т.е. если вы поняли эти два-три ключевых слова из предложения, остальное не важно, вы поняли суть данного предложения, которую нужно будет затем соединить с ключевыми словами следующего предложения, чтобы в итоге получился общий логичный смысл этих двух предложений, основанный на ключевых словах.
Если общий смысл не складывается, оставьте все как есть и слушайте следующее предложение, стараясь объединить его с первым или со вторым смыслом и так далее. То, что вам не подходит, просто игнорируйте. Все время слушайте ключевые слова и старайтесь соединять их с той общей картиной, которая у вас постепенно будет выстраиваться.

Пример:
……come…..tomorrow…....
(Из всего предложения вам удалось понять что кто-то придет завтра. Хорошо, это уже начало).
….party…..fun…
(Объединяем первое со вторым: рисуем очень общую размытую картину: кто-то завтра куда-то придет, будет вечеринка и веселье)
…..buy…..wine….you?
(Так, для этой завтрашней вечеринки нужно вино и человек что-то спрашивает меня про вино)
Отлично. Настало время задавать свои вопросы, которые сделают нарисованную картину более ясной.
Первый логичный вопрос, который следует задать: Кто будет покупать вино?
Задаем, получаем ответ.
….I…my friends….
Понятно. Теперь нужно выяснить, куда они собираются.
Задаем вопрос, получаем ответ.
….Olga…
Понятно, к Ольге. Теперь нужно выяснить когда.
Задаем вопрос.
….tomorrow…
Я уже знаю, что завтра. Хорошо, спрошу в котором часу.
….seven….
Все ясно. В семь.
….you?
Теперь понятно, человек спрашивал не про вино, а приду ли я. Я приду.
Говорю, что приду, в ответ слышу
….great…see you.
Радуется что приду.

Еще раз:
  • Чтобы понимать, нужно быть уверенным в том, что в высказываниях человека есть простой логичный смысл, который вы легко сможете понять
  • Слушая, не обращайте большого внимания на детали, их вы можете уточнить позже, старайтесь уловить, увидеть общее и двигаться от общего к частному.
  • Собирайте ключевые слова (они выделяются интонацией, ударением, произносятся более отчетливо и громко) и составляйте из них целостный образ, картину, общую логичную идею.

Как правило, собеседник помогает вам правильно нарисовать картину, выделяя самые главные слова интонацией, подчеркивая их жестами, произнося их более громко, отчетливо и выразительно.
Именно эти выделяемые вашим собеседником слова и образуют основу, стержень, опираясь на который вы можете нанизывать колечки деталей. 
Вторая помощь, которая у вас есть – это ваше собственное мышление, логика, интуиция, понимание сути вещей. Вы можете не знать каких-то стержневых слов, но если вы хорошо разбираетесь в теме, о которой идет речь, вы по жестам, по логике вещей, интуитивно или еще как-нибудь можете догадаться и правильным образом достроить пирамидку мысли.

Сейчас мы говорили про уровень абзаца, предложения, но тоже самое происходит на уровне слов и словосочетаний предложения. Вы слышите нечто, и затем это нужно изменить, возможно, стереть случайное или неточное, заполнить пустоты и создать внутренне целостный и законченный образ слова.

Слушание – это очень творческий процесс по своей сути. Именно поэтому его настолько сложно моделировать с помощью компьютера. Еще одна метафора: когда Микеланджело спросили, как ему удается создавать такие потрясающие статуи, он сказал, что все очень просто: нужно ВНИМАТЕЛЬНО посмотреть на глыбу мрамора, УВИДЕТЬ в ней статую и затем просто убрать все лишнее. Совершенно то же самое происходит в процессе понимания речи. Вам нужно ВНИМАТЕЛЬНО прослушать то, что говорит человек и УВИДЕТЬ или ПРОЧУВСТВОВАТЬ то, что заключено в его словах – суть, идею, законченный идеальный образ.

Это было поэтически-идеализированное описание. На уровне навыка, ремесла можно сказать, что у нас есть набор шаблонов, идеальных слов. Слушая, мы получаем от собеседника полусырые заготовки, их нужно где-то сжать, где-то растянуть, где-то изменить так, чтобы они уложились в имеющиеся у нас шаблоны идеальных слов. Если вы получили заготовку, изменили ее, уложили в шаблон, но не получили целостного смыла, нужно вытащить ее обратно и изменить по-другому, чтобы она уложилась в другой шаблон, образующий целостный смысл. Пример: вы слышите слово «Драс» от идущего вам навстречу человека. Вначале вам может показаться, что это окончание не очень литературного слова, но доброжелательное выражение лица вашего собеседника не подтверждает эту гипотезу, и вы понимаете, что с вами просто здороваются, говоря: «Здравствуйте!». Пример из английского языка: вы слышите от продавца звуки, которые складываются у вас во фразу 'What let be?', которая бессмысленна. Тогда нужно перераспределить эти звуки по другим шаблонам и получить ‘What’ll it be?’ т.е. «Что вы будете заказывать?». Звуки остались теми же или почти теми же, но набор шаблонов-слов, образующих смысл, поменялся.
Если постоянно упражняться в том, чтобы за словами видеть идею, то через некоторое время наступит момент, когда человек еще рот не откроет, а вы уже будете знать, что он хочет сказать. Шутка, конечно, хотя иногда бывает, что переводишь человека и, понимая его логику, говоришь чуть подробнее, чтобы до слушателей лучше его идею донести. Он потом следующую фразу говорит, а я ему говорю: «Да-да, я это уже сказал». Т.е. его последняя фраза логически вытекала из сказанного, и я просто сказал ее раньше, чем он, потому что она уже «висела в воздухе» и стала для меня «видимой» чуть раньше, чем человек ее произнес.

Вот такой путь, такая методика. Еще раз – бить себя пяткой в грудь и кричать, что только я знаю как, и только так – смешно. Предложенный способ – один из многих. С вами я поделился им чтобы у вас возникли свои идеи, желание экспериментировать и искать свой собственный, другой путь. Надеюсь, что что-то оказалось полезным, вызвало желание поразмышлять и попробовать самим. Удачи!


P.S. Некоторые упражнения, вытекающие из теории:

  • Взяли скрипт, подчеркнули и выписали ключевые слова (по своему разумению, не больше двух-трех на предложение). Процентов 10-30. Это то, что вы должны будете услышать в тексте, который будем слушать в следующем упражнении. Из этих ключевых слов составляем свой текст – логичный, грамматически правильный и краткий (цель упражнения: научиться выделять главное - визуально)
  • Теперь слушаем тот скрипт, в котором выделяли ключевые слова, и сравниваем, правильно ли мы их выделили (цель – проверка своей логики + развитие умения слышать ключевые слова)
  • Берем новый аудиофайл, слушаем и записываем ТОЛЬКО ключевые слова. Потом с этими словами составляем логичный, грамматически правильный текст. Сверяем со скриптом, разбираемся с ошибками. (цель – навык выстраивать целое из разрозненных частей, слышать суть).

Комментарии